Контрастність
Шрифт
ТОП-вопросы об оплате штрафов. Интервью с Артёмом Коробкой

ТОП-вопросы об оплате штрафов. Интервью с Артёмом Коробкой

С 1-го июня на украинских дорогах заработала система фото- и видеофиксации нарушения правил дорожного движения. Нововведение водители восприняли по-разному: кто-то сразу разобрался в тонкостях системы и легко выполняет все требования, а кто-то считает контроль нарушителей при помощи камеры крайне сложным и не понимает, как правильно погашать штрафы при нарушении ПДД. О том, какие ошибки чаще всего совершают водители транспорта при отслеживании своих штрафов и почему неправильно оплачивают квитанции – в интервью UA-Times рассказал заместитель директора Государственной IT-компании «Инфотех» Артём Коробка.

— Система фотофиксации несоблюдения правил дорожного движения уже работает в полной мере. Сколько уже выписано и оплачено штрафов?

— По состоянию на 7-е июля, вынесено порядка 450 тысяч постановлений, из них оплачено около 300 тысяч. Речь идет о сумме примерно 45 млн. грн., которая поступила в бюджет.

Как видим, порядка 70% штрафов оплачивается вовремя. Но не всегда штрафы, которые оплачены, погашены в реестре. Отчасти, именно с этим связано непонимание граждан. Не все знают, где нужно оплачивать штрафы и как это сделать правильно.

В этом нужно разобраться, чтобы быть уверенным в том, что платеж пришел по назначению. Поскольку подразделение полиции, которое занимается разнесением платежей в реестре, когда видит оплату, должно правильно соотнести ее со штрафом и сделать отметку о его погашении.

— С какими вопросами по фото- и видеофиксации граждане могут обращаться в полицию с целью разъяснения?

— Если у граждан есть какие-то претензии к работе фото- и видеофиксации, они должны обращаться в полицию. У нашего предприятия нет данных по поводу количества обращений, жалоб, судебных разбирательств. Тем не менее, знаю, что такие случаи есть.

Слышал, что люди жалуются, мол, не ездил, был на работе, а пришел штраф на мое авто. В таких случаях нужно понимать, что система фотофиксации работает таким образом: штраф всегда выписывается на собственника автомобиля. При этом не имеет значения, кто именно был за рулем. Действительно, собственник машины мог никуда и не ездить. Но этим авто могла управлять, например, супруга. И все же штраф получит собственник транспортного средства.

Чтобы избежать таких случаев, особенно, когда продают авто по доверенности или передают транспорт в управление, нужно помнить о понятии «надлежащий пользователь». Для этого можно обратиться в Сервисный центр МВД, или в Кабинете водителя на сайте ГСЦ МВД в электронной форме заполнить заявку на установление надлежащего пользователя. С момента установки нового водителя все штрафы будут приходить к этому человеку, а не к собственнику автомобиля.

Только так можно привести в порядок вопрос соответствия получения штрафов. Дело в том, что система не разбирается, кто сидит за рулем, поэтому всегда штрафуется владелец транспорта.

Стоит отметить, что эта услуга бесплатная как в сервисном центре, так и при подаче заявки в Электронном кабинете водителя. Обрабатывается такой запрос примерно в течение суток.

— Что делать людям в ситуации, когда они уверены, что не нарушали правила дорожного движения, хотя на фото- или видеофиксации якобы зафиксировано их авто? В стране могут разъезжать немало автомобилей-двойников…

— Что касается двойников, такие автомобили есть в стране. Возможно, как раз система фотофиксации поможет отследить, вычислить и поймать их. Поскольку они незаконно используют не свой номер на автомобиле.

— Если человек считает, что не нарушал правила дорожного движения и штраф пришел не по адресу, что ему делать?

— Можно подать жалобу в полицию. Поскольку если пришло постановление и там явно зафиксирован не автомобиль данного гражданина, например, машина другая — тогда это легко оспорить в полиции и аннулировать штраф.

Если же речь идет о двойниках, когда нельзя оспорить ситуацию просто по фотографии, тогда это нужно оспаривать, скорее всего, в суде.
Решение о том, платить или не платить, каждый принимает для себя сам. Все-таки, основная масса штрафов приходится на сумму в 127,5 грн. Поэтому, целесообразнее сразу оплатить, а потом разбираться. Это лучше, нежели пропустить все сроки, поскольку после истечения срока на добровольное погашение, сумма штрафа удваивается и передается на принудительное взыскание в Исполнительную службу.

Хотя при рассмотрении жалобы срок на добровольное погашение должен быть продолен на период рассмотрения. Речь идет о 10-дневной скидке и 30-дневном периоде оплаты штрафа. Но при этом жалоба в полицию должна быть подана правильно. Или, как вариант, полицейские должны получить информацию, что штраф оспаривается в суде.

Но все же во избежание проблем с исполнительной службой штраф стоит оплатить. И потом уже разбираться. Если в итоге водитель окажется прав, то можно будет обратиться с заявлением о возврате этих средств.

— Через какие сервисы водителям лучше отслеживать наличие или отсутствие штрафов на их авто?

— Самый первый и, наверное, самый правильный способ отслеживания – это Кабинет водителя на сайте ГСЦ МВД https://e-driver.hsc.gov.ua. Там есть информация как по штрафам фотофиксации, так и по штрафам полиции, которые выписаны в ручном режиме. То есть, там есть абсолютно вся информация. И там же можно оплатить этот штраф, причем с гарантией того, что реквизиты, номер счета, серия и номер постановления будут указаны правильно.

Ничего, кроме номера карты, вводить руками не нужно. Там уже все заполнено. Нажимаете «оплатить», попадаете на сайт платежной компании и просто оплачиваете. Квитанция приходит на почту.

После этого проходит три дня прежде, чем платеж будет обработан полицией. То есть, на первый-второй день деньги принимает казначейство. На следующий день учреждение дает выписку о принятых платежах. И только на третий день, а если попали сюда выходные, то на пятый – в реестре отобразится информация о платеже.

Это нужно учитывать, поскольку люди часто путают понятия оплаченный штраф и погашенный штраф. Оплачен он в момент транзакции. Погашен тогда, когда выписку Госказначейства рассмотрит полицейский – это гарантия поступления средств в бюджет. И только после этого в реестре погашается штраф.

— Какие еще сервисы полезны для отслеживания штрафов?

— Это в первую очередь банки – «ПриватБанк», «Монобанк», «Укргазбанк», «АккордБанк». Их клиенты могут видеть историю штрафов в приложениях онлайн-банкинга. Например, в приложении «Приват24» можно увидеть все штрафы. Точно также «Монобанк» принимает подписку от граждан, которые хотят мониторить свои штрафы, и банк через приложение в телефоне уведомляет их о новых штрафах.

Также коммерческий сервис – «Штрафы UA». Платежи у них настроены правильно. Им также можно доверять.

Стоит еще отметить такие платежные компании как UaPay, Portmone, Ipay, EasyPay, FlashPay. Здесь тоже можно спокойно платить штрафы, так как мы понимаем, что платеж в пользу государства поступит по назначению и будет погашен.

В ближайшем будущем планируется запуск сервиса по оплате штрафов на сайте ГП «Инфотех» https://pay.infotech.gov.ua.

— А где лучше пока что не оплачивать штрафы?

— Если, например, оплачивать штраф в кассе «Ощадбанка» или в отделении «Укрпочты», то там кассир вводит реквизиты платежа вручную и легко может ошибиться. К примеру, видел такое назначение платежа, как просто «оплата штрафа». И представляете себе ситуацию, когда полицейский видит выписку из Госказначейства, а в назначении платежа просто «оплата штрафа». И как именно соотнести это все, если учесть, что в реестре находится около 450 тыс. штрафов? Нет никакого идентификатора для понимания какой именно штраф оплачен. В итоге платеж остается неразобранный. То есть, человек вроде бы заплатил, но в реестре этот штраф не будет погашен.

Получается, что пройдут все сроки – срок скидки, срок в 30 дней на добровольное погашение. Потом этот штраф уходит в Исполнительную службу с целью принудительного взыскания. Открывается исполнительное производство, может быть наложен арест на имущество должника, могут быть арестованы банковские счета. И в какой-то неожиданный момент, когда человек собирается, например, продавать автомобиль, получит отказ, так как числится в реестре должников, поскольку на него открыто исполнительное производство.

Хотя штраф он оплачивал, но просто по неправильным реквизитам. В таких случаях надо с квитанцией обращаться в Исполнительную службу для закрытия исполнительного производства, а после этого в полицию, чтобы внести информацию о погашении в реестр.

Поэтому лучше платить через проверенные сервисы или контролировать во время оплаты корректность реквизитов и назначения платежа.

— Вы рассказали о сервисах, где можно отслеживать и оплачивать штрафы. Дополните, как человек может проконтролировать, что штраф погашен?

— Проще всего это сделать там же, где человек платил. К примеру, если он оплатил в «Приват24», в «Кабинете водителя» или через «Штрафы UA», в системе будет сохранен промежуточный статус о том, что деньги приняты и ожидается подтверждение казначейской службы. Спустя 3-5 дней, человек снова заходит в систему, уже видит отметку о том, что штраф погашен. То есть, в реестре появляется дата оплаты – в этот момент считается, что штраф погашен.

К сожалению, людям часто не хватает терпения. Есть случаи, когда водители после платежа день-два ждут, не видят в системе погашения и делают вывод, что платеж не прошел. В итоге он идет в другой банк или использует другой платежный сервис и платит повторно. После люди, конечно, могут вернуть переплаченные средства назад, но тратить время и силы на возврат 127,5 грн. зачастую не хотят.

Ссылка на интервью